В данном блоке собраны детские стихотворения современных поэтов , имеющие неожиданную, на первый взгляд, концовку. Первое беглое прочтение обращает внимание читателя на забавный поворот сюжета, позволяет поговорить об одном из средств создания комического. Цель последующего внимательного чтения – ответить на следующий вопрос: «Насколько неожиданным является финал стихотворения? Есть ли в тексте детали, позволяющие предположить неожиданный поворот сюжета?» В качестве конкретного примера проанализируем стихотворение «Вечер» Марины Бородицкой.
Как быстро сумерки пришли!
Во всех квартирах свет зажгли,
И разноцветные квадраты
Легли на снег сиреневатый.
Хожу с квадрата на квадрат,
Из света в свет, за рядом ряд,
На чёрточки не наступаю,
Из дома в дом переступаю:
Я обхожу микрорайон,
Как доктор или почтальон…
Нет! Я гроссмейстер над доскою:
Скачу конём! скольжу ладьёю!
…Никак домой не попаду.
Ключи посеял. Маму жду.
Попросим учеников сформулировать свое отношение к прочитанному. Стал ли для вас неожиданным финал стихотворения? Использование каких знаков препинания подчеркивает резкий поворот сюжета? Вызывает ли улыбку финал стихотворения? Почему?
Прочитаем с детьми текст еще раз, обращая внимание на конкретные детали. Используя принцип медленного чтения, двигаясь от строфы к строфе, ответим на ряд вопросов. Где находится герой: внутри помещения или снаружи, на улице? В какой момент это стало понятно? Первые две строфы не дают ответа на этот вопрос, взгляд лирического героя может быть дан как из помещения, так и снаружи, с улицы, увидеть «волшебные квадраты» окон возможно и в том, и в другом случае. Третья строфа дает нам четкое понимание, что герой на улице: «…хожу с квадрата на квадрат…». Что нового узнаем мы о лирическом герое из четвертой строфы? («На черточки не наступаю…» — одно из любимых детских занятий, игра, отражение «магического мышления» ребенка). Почему далее герой воображает себя доктором или почтальоном? Почему эта строчка заканчивается многоточием и сменяется решительным «Нет!»? Чем же занят лирический герой? Выстроим логическую цепочку его действий (герой на улице один в сумерках – появление световых квадратов — отражений окон на снегу – игра в «классики» — игра в доктора или почтальона – игра в гроссмейстера (обратим внимание, что это не шахматная партия, почему?) Попробуем вместе дать ответы на поставленные вопросы, обобщим получившиеся версии и предположения, перечитаем стихотворение еще раз, акцентируя внимание на развитии тех образов, которые делают финал одновременно и логичным, и неожиданным.
Можно перевести работу с подобными текстами на новый уровень, уровень сотворчества. Знакомимся с текстом, предварительно убрав концовку. Предложим нашим ученикам самостоятельно ее дописать. Обсудим получившиеся варианты. Почему была выбрана именно такая концовка? Что в тексте подсказало вам именно такой поворот сюжета? Обратили ли вы внимание на ритмические особенности текста и особенности рифмы и способа рифмовки? Поработаем таким образом со стихотворением Валентина Берестова «Урок рисования».
Учитель положил на стол морковку.
Раскрыл альбом прилежный ученик.
‘Вон тот бочок в тени. Дадим штриховку.
А этот на свету. Положим блик.
Малыш трудился, не жалея сил,
Штриховку на морковку наносил.
И все ж явились рядышком с морковкой
Два зайца, пароход, солдат с винтовкой.
Обращаем внимание на перекрестный и парный способы рифмовки в этом тексте и мужскую рифму. Возможна работа с определением стихотворного размера (пятистопный ямб) и последующим разговором о том, как с ритмической точки зрения должны выглядеть последние строки. После чтения и обсуждения вариантов, предложенных учениками, прочитаем авторский финал, объясним его логику, сравним с тем, что получилось у школьников.